To be myself is something I do well
Есть несколько вещей, которые мне очень понравились в этом спектакле. Несмотря на то, что всю пятницу и субботу у меня дико раскалывалась голова, и в Галерею я приехала в полусознательном состоянии. И на протяжении всего спектакля значительно лучше не стало, хотя я поймала себя на мысли, что, несмотря на боль, я могу воспринимать происходящее достаточно живо и даже с не слишком монотонной палитрой эмоций.
Первое, что поразило, — толпа народа перед входом в зрительный зал, вызвавшая недоумение: "А что, собственно, случилось?.." Как выяснилось позже, эту трансляцию активно продвигали по ТВ. Не берусь судить, насколько это экономически оправдано, но задача заполняемости зала была решена.
Самое главное в постановке Деборы Уорнер: спектакль про Онегина, а не про Татьяну (хотя в зале слышались и противоположные мнения). По крайней мере, III акт меня окончательно в этом убедил. И этот спектакль точно больше про Онегина, чем про Татьяну, по сравнению с теми "Онегиными", которых я видела и слышала до сих пор. И оказывается, мне этого всегда не хватало: не хватало в "Онегине" Онегина. Бывают то Татьяны, то Ленские, а Онегины — какие-то приблизительные и бесформенные.
Второе важное — нарастание драматургичности к финалу, который — практически на разрыв. В "Онегиных", которых я видела, кульминацией, как правило, бывала дуэль с Ленским, а последним музыкально ярким пятном — полонез. Здесь же объяснение Онегина и Татьяны в третьем акте — страстный восклицательный знак в конце.
Конечно, невнимание к деталям, называемое попросту халтурой, добавляет ложку дёгтя, но всё-таки по сравнению с европейским оперным концептуализмом, доходящим до абсурда, традиционный немного нафталиновый с налётом приятной скучноватости спектакль.
На личностно-субъективном уровне предложенный ансамбль меня вдохновил (исключение — Гремин), а если постараться посмотреть отстранённо, то получается приблизительно следующее. Хорошие Филипьевна и Ларина (первая — лучше). Нормальная Ольга. Про Ленского понятно, как его нужно петь (точнее, как хочется услышать, чтоб его пели). И потому что петь так, как хочется, трудно, чего-то не хватает. Тем не менее, Бечала – умница и совершенно замечательный, трогательный, страдающий Ленский.
Про Онегина и Татьяну непонятно, как хочется, чтобы их пели, а предлагаемые трактовки вроде хороши, но всё равно кажется, что чего-то не хватает (не только в этом спектакле и в этом спектакле, пожалуй, в меньшей степени, чем в других). Музыкально и драматически герои очень убедительны и достоверны, и поразительно естественны. Вообще, при некоторой напыщенности и гротескности антуража (чего стоят одни дробовики в дуэли или хоругви в самом начале), все персонажи очень органичны. Ни тени условности, которая традиционна и даже привычна в опере.
И хор, хор… очень хороший хор.
И весь спектакль, пусть не откровение, пусть не ах! — и снесло крышу, — но достойный, такой, с которым приятно провести оперный вечер. А уж с музыкой Чайковского – и подавно.
P.S. А не сходить ли нам на "Нос"?
P.S.S. Переслушала на здоровую голову письмо Татьяны (вся трансляция на youtube тоже выложена: http://www.youtube.com/watch?v=NAjAGXBWlS – 1 акт, http://www.youtube.com/watch?v=sMB5xYVZK_4 – 2 акт, http://www.youtube.com/watch?v=HslJcxfZBto – 3 акт). Оно потрясающее!
Недавние комментарии