Хибла Герзмава. Не-оперное

В музыке меня стало крайне трудно чем-то удивить; открытия случаются все реже, почти никогда. Даже просто не выключить через несколько секунд то новое, что кто-то неизвестный напел, хочется нечасто. Тем счастливее нежданные откровения.

В ленте промелькнула видеозапись «Песни о далёкой Родине» в исполнении Хиблы Герзмавы и Олега Аккуратова, промелькнула, как ни странно, в Искусстве выдающихся пианистов. Сначала я пролистала мимо и только через несколько дней почему-то решила вернуться. И, кажется, замерла на месте с перехваченным от неожиданности дыханием (crash, bang, alakazam!), настолько это было прекрасно. Я поклонник оперного таланта Хиблы Герзмава, но как-то получилось, что до сих пор не слышала её в неакадемическом репертуаре. Как напрасно!

Лёгкий, прозрачный, летящий, звонкий, юный, свежий голос, безупречное чувство стиля, жанра, ритма, содержания, поразительное интонационное разнообразие, естественная артикуляция, живое подвижное пение, не обременённое мощью оперной манеры и форсированием звука, но при этом использующее весь набор кажущихся безграничными вокальных возможностей и приёмов.

Я не фанат советской эстрады, но, конечно, знаю с детства то, что неслось из всех утюгов страны на сотни разных ладов десятилетия подряд. Обрести в этом гаме свой подлинный узнаваемый голос очень непросто, это удаётся немногим даже хорошим эстрадным певцам: Хибле Герзмава и Олегу Аккуратову удалось. В альбоме «Где-то далеко, в памяти моей» (на youtube выложена запись концерта в Московской филармонии; и Вконтакте) нет ни одной проходной композиции, включённой для галочки: каждая из них прожита и исполнена как кусочек личной судьбы, как признание, как исповедь. То, что Олег и Хибла встретились, большое счастье; соавторы случившегося чуда, они составляют неповторимый дуэт, гармонично дополняя друг друга и образуя неделимое целое.

Их военные песни не имеют ничего общего с тем пошлым безмозглым пафосом, которым ко Дню Победы и другим многочисленным датам сверх меры наполняются отечественные телеканалы и радиостанции. В том, как они исполнены, вся боль, скорбь, надежда, любовь, память переживших войну; Хибла и Олег поют не об абстрактной войне — о том ужасе, который пришёл в жизнь обычного человека, близкого, родного; о том, как он борется, пытается справиться, стремится выжить, спасти во что бы то ни стало; поют искренне и просто, негромко и печально, но светло, и потому проникают в самое сердце. Это невероятно человечное напоминание о том, какое горе в дом приносит война.

Одну или даже несколько композиций выделить невозможно: «Смуглянка» и «Журавли», «Тёмная ночь» или «За того парня», «На безымянной высоте» или «Эх, дороги» — слушать нужно все.

Казалось бы, что можно придумать во всем известной «Я шагаю по Москве», но и она в лёгкой джазовой обработке звучит, как только родилась. А какой драйв в инопланетной ‘Comin’ in on a Wing and a Prayer’ посередине!


На этом я, однако, не успокоилась и послушала ещё ‘Opera. Jazz. Blues’, который Хибла Герзмава в 2016 году записала с джазовым трио Даниила Крамера: в альбоме представлены композиции в его аранжировках. И вот тут я по-настоящему обалдела! Американские оперные певцы часто экспериментируют с джазом, исполняя классику в джазовой обработке или пытаясь найти свой образ в джазовых стандартах. Отечественные обычно остаются в рамках романсов и народных песен, иногда исполняя что-то эстрадное вроде «Нежности» или «Мелодии». Непринуждённости, свободе и органичности Хиблы Герзмава в джазово-блюзовом репертуаре можно позавидовать и нельзя не поразиться. Отличная игра со звуком и ритмом в вокальной импровизации ‘Eine Kleine Nachtmusik’. ‘Fly Me to the Moon’ сделана в тягуче-блюзовой манере, и, хотя я предпочитаю более динамичные версии, такая подача мне тоже понравилось. Широчайшая палитра эмоций и интонаций, представленная в «Весна идёт», изумительно передаёт бурлящее городское весеннее многоголосье, перекличку весенней улицы. И даже в растиражированной ‘Summertime’ найдены оригинальные штрихи и ходы, благодаря которым слушать её ни капли не скучно.


Не бояться брать настолько известный и популярный репертуар — это надо иметь известную долю смелости и дерзости, уверенности в собственном голосе и в том, что он не потеряется в засилье ширпотреба.

Хибла Герзмава — именно такой блестящий голос!


P.S. Уже закончив этот опус, я услышала «Вальс-бостон». Пусть это не моё, но как здорово сделано: как «по-взрослому» звучит это необычная интерпретация, как красивы глубокие тёмные ноты!

А ещё мне попались домашние видео с канала Хиблы (например, с «Лондоном» Земфиры, но там вообще много интересного), которыми она развлекалась в период пандемии: наверное, совсем немногие могут настолько сократить дистанцию между собой и слушателями. Эти ролики такие светлые, нежные, трогательные, искренние (вот, скажем, «Спят усталые игрушки») — после них в неё просто невозможно не влюбиться! И, без сомнения, она Музыкант с большой буквы.

И концерт с джаз-бэндом Сергея Макеева в Московском доме музыки.

«Песня о далёкой Родине»
«Тёмная ночь»
«Смуглянка»
«За того парня»
«Журавли»
«Я шагаю по Москве»
«Маленькая ночная серенада»
‘Fly Me to the Moon’
‘Summertime’
«Весна идёт»
«Вальс-бостон»

Оставьте комментарий