To be myself is something I do well
В Манеже я больше всего люблю… буфет:) Даже просто проезжая мимо, вспоминаю, какой он уютный, немноголюдный, домашний, какой там ароматный кофе и какие вкусные пирожные. Поэтому на любую выставку туда я иду с удовольствием, даже если она про технику и технологии, в которых я ни черта не понимаю.
Выставки в Манеже всегда особенные: они не раскручиваются так, как, например, выставки Русского музея (ему, правда, существенно проигрывает даже Эрмитаж), занимают зыбкое пограничное положение в культурной жизни города (что, будто намеренно, подчёркивается и местоположением), демонстративно остаются в стороне от массовых событий на виду и на слуху. Но при этом они всегда открывают что-то неизвестное, незнакомое и крайне занимательное; наполняют сложившуюся картину мира новыми деталями, оттенками, предметами, о чем и о ком бы ни шла речь: о скульптуре XX века или о живописи Дейнеки, о Самохвалове или провинциальном портрете, о балете или металлургии. Концептуальные решения, оформление выставочных пространств, их информационное наполнение тоже обычно хорошо продуманы и довольно оригинальны.
Идея привезти в Петербург хотя бы часть Политехнического музея прекрасна. Он, безусловно, требует неоднократных посещений даже в том урезанном виде, который представлен в Манеже. А между тем, толпы туристов стояли в очереди в корпус Бенуа и на колоннаду Исаакиевского собора, хотя, полагаю, машины и механизмы, компьютеры и молекулы способны привлечь гораздо больше посетителей, чем живопись Васнецова и Брюллова.
С одной стороны, попытка уместить даже самое основное об отечественных достижениях технических наук от технологий нефтедобычи и БАМа до телекоммуникаций и биоинженерии на ограниченных площадях, может быть, не слишком удачна: много совершенно разных по тематике и направленности разделов и экспонатов утомляют быстрее, чем успеваешь добраться до второго этажа. Теряется концентрация, внимание рассредоточивается, и до многих некрупных объектов (в сравнении с аэросанями, например), до дополнительной информации, спрятанной в выдвижных ящиках, просто не доходят руки и глаза. Этикетки и экспликации, и те создают информационно перенасыщенное пространство — мозг отключается раньше, чем приближаешься к завершению: биотехнологии возникают уже за гранью освоения. Вместить всё представленное, хотя безумно интересно, сознание не-инженера не в состоянии. По-хорошему, на такую выставку нужно ходить несколько раз и целенаправленно.
С другой стороны, она лишь отражает многообразие собрания Политехнического музея как такового и в этом смысле крайне репрезентативна.
Царство всевозможных гаджетов, столь любимых современным человеком, — без них наша жизнь уже совершенно немыслима.
Недавние комментарии