“Зигфрид” Р.Вагнера из Teatro alla Scala. 23 октября 2012

siegfried-1400x574-hp2Застала вчера по Mezzo последние полтора часа скаловской трансляции "Зигфрида": мне повезло, я включилась в действо как раз в тот момент, когда просыпается Брунгильда-Штемме. Не знаю, искажается ли её голос в трансляции и, если искажается, то как, но по телевизору это звучало бесподобно. Мне показалось, что такое "Кольцо нибелунга" я могу прослушать всё сразу. Такое ощущение, что голос Штемме вообще не имеет рамок и границ, он свободный и бесконечный, льётся мощным, но строго контролируемым и управляемым потоком, заполняя всё доступное пространство. Финальный дуэт с Зигфридом погрузил меня в полный экстаз, даже несмотря на то, что я вряд ли могу назвать себя поклонником Вагнера, что было почти два часа ночи и что меня не покорил Зигфрид-Lance Ryan.

Он пел замечательно, и я поймала себя на мысли, что и его в течение пяти с лишним часов "Зигфрида" вполне могла бы отслушать без малейшего напряжения, но чего-то мне определённо в нём не хватило. Может быть, той самой "героичности", о которой в операх Вагнера все мечтают, но почти никто не может объяснить, что же это такое.

SiegfriedМиланская, кажется, новая постановка — не предел моих мечтаний, но, по всей видимости, моим мечтам в этом мире и в этой жизни сбыться уже не суждено. А мечтаю я, ни больше ни меньше, о Вагнере, поставленном в абсолютно классической манере эпоса, с классическими декорациями и костюмами, такими, чтобы даже маленькому ребёнку было понято, что там происходит и где, и кто есть кто. Неужели современные оперные режиссёры настолько беспомощны и неуверены в себе, настолько бесталанны, при этом настолько страшатся прослыть ретроградами, что даже не пытаются попробовать что-то в этом духе? Но предложенная постановка хороша хотя бы тем, что она не отталкивает (того Вагнера, которого я в последнее время фрагментами вижу в разных записях, я просто физически не могу смотреть и слушать). Более того, достаточно быстро возникает эффект погружения, и даже костюмы, выполненные скорее в стиле heavy rock и металл, воспринимаются как достаточно органичные и естественные.

С точки зрения декораций последняя сцена (а других я не застала) тоже решена довольно убедительно: задрапированная серым скала, на вершине которой лежит Брунгильда, и световые и видеопроекции волшебного леса и каменных скал, сменяющие друг друга на задней части сцены, создают целостное, законченное и вполне убедительное пространство немецкого эпоса.

Какие бы недостатки ни нашли знатоки в этом "Зигфриде", для меня это тот Вагнер, которого хочется смотреть и слушать дальше.

Оставьте комментарий