To be myself is something I do well
…Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
Когда я читала “Мастера и Маргариту” в первый раз, мне врезалась в память эта фраза, скорее своей лаконичностью, чем смыслом, которого я тогда не понимала. Потребовалось полжизни и прочитать роман ещё раз пять, чтобы эта истина стала столь невыносимо ясной.
Сколько мерзких, отвратительных и при этом совершенно ненужных вещей люди делают из страха и невозможности (а точнее, даже нежелания) с ним бороться. Причём не из страха за жизнь, за здоровье, за близких – за весьма зыбкое и сомнительное благополучие, даже, скорее, за привычный обывательский комфорт, который не хочется потерять, потому что придётся создавать новый, за раковину, из которой потребуется вылезти и хотя бы раз посмотреть правде и жизни в глаза.
Казалось бы, как это мало – найти в себе мужество быть человеком, когда тебе это почти ничего не стоит, когда от этого не зависит ничего из того, что невозможно изменить, но оказывается, что это так недостижимо для многих людей! Задумываются ли они когда-нибудь о конечности земного бытия, о том, что будет с нами после?..
Я не боюсь смерти, потому что стараюсь жить так, чтобы в любой момент оказаться перед Богом с чистым сердцем, открытыми глазами и поднятой головой. Знают ли они, о чём это?..
А самые отъявленные подлецы, без сомнения, получаются из самых обыкновенных трусов.
Недавние комментарии