“Географ глобус пропил”

Когда я читала отзывы на фильм, у меня сложилось впечатление, что мнения поделились на две группы: тех, кому понравился фильм, но кто не читал романа, и тех, кто читал роман и кому не понравился фильм. При этом связь между просмотром фильма и чтением романа приняла характер закономерности. Я читала роман и теперь посмотрела фильм. Создаю третью группу: поклонников того и другого одновременно.

Географ

Фильм мне понравился, но, как мне кажется, именно потому, что до этого я прочитала роман. Несмотря на то, что в титрах – «По мотивам…», — фильм Александра Велединского вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к экранизации. Режиссёру, на мой взгляд, удалось самое главное: воссоздать атмосферу романа в кино, передать настроение и отношение к жизни главного героя – Виктора Служкина, случайно и ненадолго ставшего школьным учителем географии. В кино мы видим мир именно глазами Географа, как и в романе, и воспринимаем именно его взгляд на мир.

Отходя от сюжетной буквальности, сглаживая остроту происходящих событий, отказываясь от некоторых из них, скругляя углы и срезая резкие повороты, отказываясь от виртуозной тонкости и изысканности юмора, пронизывающего роман, упрощая систему взаимоотношений между персонажами, Александр Велединский, тем не менее, сохраняет главный стержень повествования, достоверно воспроизводит образы героев (на мой взгляд, «попали» все актёры), благодаря чему фильм приобретает целостность и законченность. Режиссёр как бы приоткрывает перед зрителем завесу романа, намекает на то, что дальше, там, внутри, в глубине ещё много неожиданного, любопытного, увлекательного. Много того, ради чего стоит прочитать роман.

Но вообще, мне странно, что фильм не понравился именно читавшим: для меня он стал как бы воспоминанием о прочитанном, когда по невнятному намёку, по чуть заметному мазку в памяти всплывает целый эпизод, не попавший в фильм. И их очень много, таких эпизодов, ради которых захотелось прямо сейчас взять с полки книгу и перечитать.

Это как беседа между давно знакомыми людьми: «А помнишь…» Дальше следует одно слово, и оба начинают обрывками фраз и слов, понятных только им, воспроизводить длиннющую историю, сопровождая её множеством деталей, отступлений и мелочей. Пожалуй, именно теперь роман Алексея Иванова станет такой вот «беседой», которую можно начать читать с любого места, открыв на любой странице: редкая удача.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: