Николай Никулин. “Воспоминания о войне”

НикулинНеудивительно, что воспоминания опубликовали только в 2007 году. Странно, что их разрешили публиковать сейчас, к 70-летию Победы: слишком расходится то, что в них написано, с официальной концепцией, с пресловутой национальной идеей. Мне всегда было очевидно, что ни война, ни даже победа в ней национальной идеей быть не могут, но вот всё встало на свои места: не о национальной идее печётся власть, а о – государственной. Государство – единственная и абсолютная ценность. Пропади оно пропадом, такое государство.

“Официальные памятники и мемориалы созданы совсем не для памяти погибших,а для увековечивания наших лозунгов: “Мы самые лучшие!”, “Мы непобедимы!”, “Да здравствует коммунизм!”. Каменные, а чаще бетонные флаги, фанфары, стандартные матери-родины, застывшие в картинной скорби, в которую не веришь, – холодные, жестокие, бездушные, чуждые истинной скорби изваяния.

Скажем точнее. Существующие мемориалы не памятники погибшим, а овеществлённая в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей. Жертвы противоречат официальной трактовке победы. Война должна изображаться в мажорных тонах. Урра! Победа! А потери – это несущественно! Победителей не судят”.

Война – это грязно, страшно, стыдно. В ней нет ничего хорошего, так же, как и в лагере. Сплошное скотство и обесчеловечивание. Но почему-то упорно находятся многие, пытающиеся убедить нас в обратном, даже про “духовные скрепы” талдычат.

Это позор, позор – война, но ещё больший – то, что сделали с ней после её окончания,что сделали с памятью и знанием о ней. Всё вычистили, вытерли, отфильтровали, заретушировали, смягчили. Безымянными героями выстлана земля на адском “Невском пятачке”, а у генералов Федюнинского и Смоняка – вся грудь в медалях. Осточертели лубочные картинки, за которыми теряется, растворяется, забывается ужас ужасного. Всё перевёрнуто с ног на голову.

Вокруг фильма “Безымянная – одна женщина в Берлине” разгорелся нешуточный скандал: ложь, клевета, осквернение, кощунство! А вот – это же самое, только ещё страшнее, чернее, беспросветнее, – в воспоминаниях русского солдата, написанных в 1970-е. И им я верю неизмеримо больше, чем лозунгам ура-патриотов и заверениям ура-историков, хоть и не хотела бы, в отличие от автора, чтобы Солженицын монументально брался за тему войны.

“Мемуары, мемуары… Лучшие мемуары я слышал зимой 1944 года в госпитале под Варшавой. Из операционной принесли в палату раненого Витьку Васильева, известного дебошира, пьяницу, развратника, воевавшего около начальства и в основном занимавшегося грабежом или сомнительными махинациями с мирным населением. За свои художества Витька Васильев угодил, наконец, в штрафную роту, участвовал в настоящем бою, “искупил вину кровью”. Вот стенограмма его мемуаров: “Пригнали нас на передовую, высунул я башку из траншеи, тут меня и ё…уло”.

После книги – тяжело, тошно, скверно, уже неделю, но её надо читать. Может быть, это вообще единственное, что стоит читать о войне.

P.S. За то, что я наконец прочитала эти воспоминания, спасибо , которая в очередной раз про них напомнила и постучала по башке: надо прочитать!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: