«Риголетто» из Мет. 16 февраля 2013

У меня нет однозначного и определённо сложившегося отношения к осовременненым постановкам оперы: иногда они мне очень нравятся, иногда откровенно раздражают. В случаях с нью-йоркскими постановками не припомню, чтобы что-то меня сильно напрягало: иногда бывают отдельные моменты (вроде вальпургиевой ночи из «Фауста» в прошлом сезоне), которые совсем не ложатся на моё восприятие, но и их — по пальцам пересчитать.

Rigoletto

Неоновая постановка «Риголетто» мне очень импонирует. Во-первых, наверное, потому, что большую часть опер Верди я воспринимаю как некоторую условность в плане времени, места и сюжета. Во-вторых, музыка Верди способна много с чем меня примирить даже в тех случаях, когда что-то не соответствует моим представлениям. И наконец, в-третьих, в Нью-Йорке работают замечательные постановщики, художники и декораторы, которые тщательно воплощают свой замысел, и внимание к деталям в совокупности с желанием быть понятным зрителю и понятым им практически всегда достигает цели. По крайней мере, я как зритель (коль скоро пока речь идёт о визуализации спектакля) большой поклонник Metropolitan Opera.

Впрочем, музыкальная часть — тоже на высоте. Оркестр под управлением Микеле Мариотти, может быть, и не выдал чего-то выдающегося и грандиозно великолепного, но звучал искромётно, эмоционально и ярко. И пусть в некоторых фрагментах (вроде первых аккордов третьего акта или Cortigiani, vil razza) мне не хватило напора и экспрессии, любимая музыка легко ложилась на мои уши.

Жейко Лючич, по-моему, — просто замечательный Риголетто, как вокально, так и драматически, с очень хорошо продуманными и впетыми интонациями, переходами, лигами, forte и piano. Возможно, кому-то не понравится иногда проступающая глуховатость и незвонкость его тембра, но его Риголетто — однозначно и мой тоже.

Совершенно изумительные у них дуэты с Джильдой-Дамрау: в этот раз я ими просто наслаждалась, даже несмотря на то, что какие-то моменты и предпочитаю слышать исполненными по-другому.

Приятным сюрпризом для меня стала Джильда Дианы Дамрау. Я слушала в записи постановку с Лючичем, Дамрау и Флоресом сколько-то летней давности, и тогда, признаться, никто из главных исполнителей меня особо не вдохновил, хотя к каждому из них по отдельности я отношусь с большим почтением и даже симпатиями. Эта Джильда звучала у Дамрау, мне показалось, более мягко и лирично, с меньшим количеством staccato и гораздо более длинным legato. И при этом с выразительной вариативностью громкости, с лёгкостью верхних и глубиной нижних нот. И пусть какие-то нюансы в моих ушах звучат по-другому, Джильда Дамрау меня очаровала.

Первые два акта, включая Questa o quella, Ella mi fu rapita, Possente amor и отчасти даже E il sol dell'anima окончательно примирили меня с мыслью, что Герцог Петра Бечалы — совершенно не мой. Я предпочитаю в этой партии более драматических, харизматичных, спинтующих теноров. Ну и бог с ним: ничего страшного, буду любить Бечалу отдельно, а Герцога отдельно, — подумала я. И тут — бах! — La donna e mobile была спета просто идеально в соответствии с моими представлениями об этой арии. Во-первых, темпы: медленнее, чем поют сейчас, кажется, практически все и везде, но так, как пели, кажется, ещё лет тридцать назад. Вся красота музыкальных фраз раскрывается, если петь именно так, а не торопиться и суетиться. В добавление к этому — с наслаждением спетые лиги и ферматы. И каждый раз, когда La donna e mobile рефреном выплывала в последнем акте, я теряла голову. Вкупе с прекрасно исполненным квартетом это звучало божественно, и я готова слушать Герцога Бечалы только ради третьего акта.

Квартет удался, мне кажется, во многом благодаря Маддалене Оксаны Волковой: обычно он мне не нравится именно из-за меццо-сопрано, которая в нём чаще всего как-то теряется. Голос Волковой звучал глубоким, тяжёлым, твёрдым и был слышен настолько, чтобы эта партия не потерялась за тенором (Бечала в нём превзошёл себя) и сопрано.

И терцет, который я обожаю, тоже прозвучал потрясающе: в очередной раз в нём я восхитилась Спарафучиле-Кочаном, который, по-моему, — отличный бас. И заключительная сцена умирания Джильды, которая часто представляется мне немного затянутой, скучноватой, муторной, на этот раз прошла легко и стала, наряду с последними фразами Лючича-Риголетто, достойным финалом вердиевского шедевра.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: