To be myself is something I do well
Вообще я очень не люблю слово “быдло” и употребляю его крайне редко, стараюсь не употреблять в компании, где больше двух человек, и считаю, что оно отдаёт фашизмом, поскольку ставит человека, его употребляющего, по умолчанию выше других, определяемых как “быдло”, причём на основании весьма сомнительных, субъективных и неоднозначных критериев. И тем не менее иногда (в последнее время – всё чаще) случаются ситуации, когда мне трудно подобрать какое бы то ни было другое слово, столь же точно определяющее суть происходящего. Более того, любое другое слово будет неоправданным эвфемизмом, примером непозволительной толерантности, развязывающей если не руки, то, по меньшей мере, языки самому вопиющему, ужасающему, пышно расцветающему на почве повышающихся доходов и возможностей хамству.
В последнее время тема “быдла” несколько раз всплывала в LiveJournal. Но – поверьте! – быдло – это не те, кто не выключает телефон, который звонит, на концерте в Большом зале консерватории, не те, кто в Мариинском театре во время спектакля играет с планшетом, освещающим половину зала, даже не те, кто ходит на концерты Стаса Михайлова. Настоящее быдло, – я теперь точно это знаю, — ездит в в выходные Лаппеенранту на микроавтобусе!
Началось всё банально. Из 4 молодых пар не нашлось ни одной, готовой уступить место маме с 5-летним ребёнком. Причём объяснять этим великовозрастным инфантам, что 5-летний малыш просто не может сидеть отдельно от мамы и не может – вопреки поступившим предложениям – сидеть на переднем сиденье рядом с водителем, было совершенно бесполезно. Они упёрлись, что хотят ехать вместе, рядом друг с другом и, несмотря на то, что они без детей, ни за что желают уступать. Это продолжалось до тех пор, пока в резкой форме не вмешались “взрослые” и не напомнили, что 25-летнему парню, пусть и выглядящему на 18 лет, не пристало даже обсуждать вопрос, уступать ли место маме с ребёнком. Обиженный, он-таки угомонился, но всю дорогу сидел насупленный, искренне не понимая, почему в споре между 5-летним малышом и им решили, что прав – малыш.
Объясните мне, что это за фобия такая появилась у, казалось бы, взрослых людей — сидеть непременно рядом? (Я встречаю это уже не первый раз: наблюдаю такие картины регулярно то в самолёте, то на экскурсиях, то вот теперь здесь – в автобусе из Лаппеенранты). Что это за дурацкие страхи или что там ещё?.. Причём и пересесть-то предлагают не в другой автобус, не в другой конец автобуса – просто сесть друг за другом?.. Это что, новая мания такая?..
Причём я прекрасно вижу, что вопрос не столько в мужчинах, сколько в их спутницах, которые, сами бабушки, мамы или скоро будут ими, впадают в полный ступор, не желая уступить место ребёнку. Между тем как нормы поведения вполне очевидны и понятны: достаточно поставить себя на место человека, чтобы понять, что по-другому вести себя просто нельзя. Но абстрактное мышление теперь – большая редкость, отсюда – и проблемы с поведением.
Некоторые, впрочем, в процессе выяснения отношений по поводу места вздумали кричать, что они купили билеты ещё в Санкт-Петербурге, на что пришлось отвечать, что и другие пассажиры “обилетились” задолго до поездки.
Оказалась в автобусе приблатнённая театральная компания, в которой были замечены некоторые актёры Театра Буфф. (Никогда у меня не складывались отношения с этими театром: и здесь оказалось, что не судьба). До самой финской таможни они распивали какую-то слабоалкогольную (или, по крайней мере, так выглядевшую) дрянь и закусывали копчёной рыбой, которая, естественно, распространяла свой аромат на весь душный не очень просторный салон микроавтобуса. Вот такая вот высокая культура…
Плюс – перегар, по всей видимости, с затянувшихся праздников, плюс – откровенное и намеренно нетихое бравирование матом. Одним словом, настоящая высокая культура театральной богемы!..
Оказался в автобусе и блиставший высокомерием “коренной петербуржец”, который громко возмущался: “Как вы могли подумать обо мне, что я не уступлю место женщине с ребёнком?!” (Даже и не подумал предложить уступить…) На одной из вынужденных остановок преспокойно этот абориген купил бутылку дешёвого пива и распивал его в нейтральной полосе (ну как объяснить людям, что автобус – не место для питья пива?.. хотя бы потому, что при резком торможении это пиво в 99 из 100 случаев прольётся на ближайших соседей…)
В общем, вся эта гоп-компания подъехала к многокилометровой пробке перед финской таможней в Nujamaa. Благо, микроавтобус у нас был прикормленный, и мы с песней по встречной полосе доехали до самого таможенного пункта и быстренько пересекли финскую границу, оказавшись в нейтральной зоне, где расположен вожделенный duty free shop.
Сначала обсудили, что быстренько остановимся около него, чтобы не пропустить вперёд огромные автобусы, которые потом заступорят нас на российском паспортном контроле (в чём была непростительная ошибка гида, но понятно это стало позже). Потом кое-как по встречной же полосе проехали до этого самого duty free, но тут оказалось, что припарковаться около него нет никакой возможности: попутная полоса забита напрочь, на встречной – никак, потому что там регулярно проезжают огромные фуры, а обочина у встречной полосы такая, что на ней можно только висеть. В результате – с ветерком мимо. Что тут началось!..
Для большей части пассажиров микроавтобуса проезд мимо duty free стал просто трагедией: из салона понеслись вопли, что бутылка беспошлинного виски сомнительного качества – единственная цель если не жизни, то уж этой поездки в Финляндию точно. Гомон, перемежающийся матом, сопровождал наш автобус до самой российской таможни. Потом – поутих. С тем, чтобы возобновиться с новой силой на подъездах к городу. Скажем так, километрах в пятидесяти до города. Почему возобновился?..
Потому что, ёлки-палки, (никто об этом не знал и этого не ожидал – прямо как снег на голову!), после трёх выходных в Петербург вздумали возвращаться не только туристы из Финляндии, но и – вот неожиданное совпадение-то! – все дачники с Карельского перешейка. (А то никто об этом не знал, а то это в первый раз за последние годы). Кто виноват?.. Водитель автобуса, конечно, который мало того что проехал мимо duty free, так ещё и в пробку задолго до Сестрорецка попал. Вот чёрт!..
Тут вздумалось одной пассажирке, которая полдороги сокрушалась, что вот теперь, дескать, ей придётся снова ехать в Лаппеенранту из-за duty free и непременно в течение трёх дней, потому что потом duty free закрывается (уж не знаю, в чём тут прикол), рассказывать про своё путешествие в сказочный Таиланд. И Бог бы с ним, с Таиландом, но ей непременно нужно было поведать, как на обратном пути они пили в самолёте с какими-то бандитами, а стюардессам, которые вежливо просили их перестать это делать, всучили, чтобы не мешали, 20 долларов.
Здесь моё настроение испортилось окончательно, до тошноты, так мне жалко стало этих несчастных стюардесс, и больно и обидно за них. Чистая достоевщина: пусть я человек мелкий и мерзкий, но и я могу кого-нибудь унизить, и значит, не самый я последний в этом мире, хоть и мерзкий, хоть и противный.
Но того, что это мерзко и отвратительно, и невыносимо стыдно не то что рассказывать, но даже слушать, по-моему, никто вокруг не понимал.
Недавние комментарии