To be myself is something I do well
Всплыла в дополнение к недавней дискуссии вот такая проблема:
Текст для обсуждения: http://www.kommersant.ru/doc/1911934
И мой комментарий:
"По всей видимости, автор попал в ту самую ловушку, о которой пишет и которую так яростно защищает: наличие фрагментов и кусков разных знаний при отсутствии способности их обобщения и анализа.
Самое главное (а вся остальная написанная ерунда — от этого): общее знание и конкретное, прикладное знание, друг друга ни в коем случае не замещают. Они дополняют друг друга и выполняют разные функции. Конкретное, прикладное знание — это умение профессионально делать свою работу по целому ряду специальностей, не требующих высшего образования (этим мы, к сожалению, сегодня тоже, мягко говоря, не блещем, в отличие от американцев, которые могут не знать, что вокруг чего вращается, но очень хорошо представляют, как эффективно работать). А то, о чём пишет уважаемый Дмитрий Губин — выбрать вино — это утилитарное, бытовое знание, сопоставимое по своей значимости и важности с умением сварить щи или выбрать пылесос. Если пойти дальше — с умением завязывать шнурки и есть вилкой.
Конкретное, прикладное знание может быть, в принципе, достаточным для большей части населения (и именно его давала система специального среднего образования в СССР или те же ПТУ, когда речь шла о рабочих специальностях).
Общее знание выполняет принципиально другую функцию: оно не имеет никакой практической пользы (и в СССР — тоже не имело), но оно позволяет человеку научиться обобщать, систематизировать, анализировать, думать, понимать. Оно, как физкультура для тела и математика для ума: практических плодов не приносит, но отвечает за развитие и поддержание рабочего состояния мозга. И людям с высшим образованием оно необходимо, потому что они принадлежат к той группе людей, которая отвечает за развитие и поэтому должна чётко представлять, куда идёт. И это понимание, куда идти, формируется только людьми, имеющими это общее знание и способность им пользоваться.
Другое дело, что эти знания (и высшее образование в принципе) нужны от силы 20% населения, а остальные могут знать что-то о чём-то (давайте снимем розовые очки: большая часть выпускников школ в принципе не способна получить высшее образование и работать на таких позициях, на которых оно действительно нужно). И именно поэтому высшего образования должно быть меньше.
К слову сказать, в СССР у многих специалистов прикладное знание прекрасно соседствовало с общим, и даже у тех, кто не имел высшего образования, и умение хорошо делать свою работу не мешало людям читать и ходить в театр. Сегодня всё-таки – давайте опять же признаемся – нет ни того, ни другого знания.
И люди, хорошо говорящие о системе образования в СССР, отнюдь не являются защитниками государственной системы в целом. Есть такое понятие в менеджменте — бенчмаркинг, способность найти лучшие практики и применить их у себя. Думаю, советская система образования в этом смысле — прекрасный пример для подражания".
Недавние комментарии