“Манон” Ж. Массне из Metropolitan Opera. 7 апреля 2012

Ловлю себя в последнее время на какой-то катастрофической медлительности и нерешительности: прошла уже почти неделя, и я только сейчас обралась написать что-то вразумительное. Сейчас, когда, в общем-то, о постановке уже все всё написали, всё то, что совпадает с моими впечатлениями. Но почему-то всё равно хочется что-то сказать, поскольку эмоции хотя и не были такими шокирующими, как в первый раз, кода я посмотрела и послушала эту оперу, но всё-таки снова захлестнули с головой.

Тот редкий случай, когда я соглашусь со многими более расторопными, чем я блоггерами, уже успевшими написать о “Манон” и обсудить её, что, несмотря на услышанные огрехи в вокальной части, придираться к ним не хочется, разбирать – их тоже. И даже простого упоминания они в данном случае, думаю, не стоят. Хотя, конечно, вокальная пара Нетребко-Бечала была на голову выше остальных исполнителей. И даже хор, который в Мет всегда поражает своей мощью и яркостью, звучал как-то по проходному. Опять же, может быть, это только так казалось из-за поразительно высокого уровня дуэта.

Что говорить: их голоса идеально подходят друг для друга, они чувствуют друг друга и на сцене, и в пении, подстраиваются друг под друга, и видно невооружённым глазом, что им самим очень нравится работать вместе. Впечатление от первых двух актов было смазано совершенно не отрегулированным для оперы звуком: блеск и искромётность и Нетребко, и Бечалы вообще пропали. Они звучали как в подушку, как в комнате, стены которой обиты войлоком. К третьему акту звук стал значительно лучше, четвёртый и пятый, казалось, стали ещё лучше. Главное, в обожаемом мной Сан-Сульписе всё уже звучало.

Именно в этой сцене мне особенно понравилась и без того тронувшая некоторая сдержанность Бечалы и то, что Нетребко в этой сдержанности под него подстроилась, и не было лавины неуправляемых чувств.

В последнее время я с некоторой опаской отправляюсь на постановки с Нетребко, возможно, из-за того, что она находится в процессе поиска нового репертуара и не всегда всё сразу звучит удачно. Манон – конечно, её коронная партия, и здесь всё остаётся великолепным. Что и говорить: это важно именно здесь – понимать, что вот за этой женщиной таскается весь Париж, как крысы за мальчиком с дудочкой. И действительно безоговорочно веришь в то, что Манон Нетребко сводит мужчин с ума.

Меня очень приятно удивила выразительность множества разговорных диалогов: то ли я не столь внимательно слушала эту оперу раньше, то ли слушала какую-то редакцию, потому что мне казалось, что такого количества разговорных вставок там не было. Несмотря на неидеальный французский, диалоги звучали очень прочувствованно, осмысленно и вполне интонационно точно (наверняка знатоки французского найдут, к чему придраться, но мне как человеку, только немного знакомому с языком, всё показалось более чем приличным) и совершенно не напрягали, как это часто бывает в опере.

Постановка по меркам Мет пусть и не самая пышная, но внятная и стилистически выверенная. В любой сцене понятно, в каком времени и пространстве существуют герои (в отличие от всё больше экспериментирующих европейцев, который начинают раздражать своими полётами вне времени и вне мыслимого пространства). Конечно же, нельзя не отметить костюмов: они превосходны, прежде всего, для Манон (недаром в одном из антрактов специально разговаривали с костюмером).

Меня в этой опере всегда поражает превращение Манон в последнем акте из блистательной светской дамы в умирающую заключённую: в первый раз это вообще было своего рода культурным шоком, потому что я не предполагала, что в опере возможны такие драматические превращения. Сейчас – не настолько шок, но всё равно поразительно!

За что я уважаю Мет, так это за то, что даже пятнадцатый хорист, выходя на сцену, полностью отыгрывает свою партию и не халтурит даже ни в одном жесте. А уж Пуссетта, Жавотта и Розетта были просто изумительны!

Ещё мне, как начинающему любителю, очень нравятся, как показывают в антрактах жизнь закулисья: для меня это прямо какая-то магия, которая завораживает, равно как и беседы с исполнителями, дирижёром, режиссёром. По-моему, это очень хороший ход, чтобы в опере было любопытно.

И вообще, как ни относись к американцам, они просто молодцы: тянуть такой неподъёмный проект и делать это с таким неподдельным интересом, что он не может не передаваться и зрителям и слушателям!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: