To be myself is something I do well
Вручённая на выходных “Ника” и шесть статуэток, полученных фильмом Андрея Смирнова, всколыхнули в сети (и похоже, не только в сети) новую бурю обсуждений, включая пятничный (6 апреля) “Закрытый показ”. Обо всём главном в фильме (включая взаимоотношения фильма и истории) мной уже основательно написано. В заключение хотелось озвучить одну мысль, которая пришла и сформулировалась в ходе полемики с теми, кому фильм категорически не понравился своей “беспросветностью”.
Суть заключается в том, что беспросветность кино может быть, как минимум, двух родов: беспросветность героев и беспросветность показываемой реальности.
Именно в “беспросветности” многие зрители обвиняют Андрея Смирнова, наверное, не задумываясь о том, какую из двух родов беспросветности они в данном случае имеют в виду. Если речь идёт о беспросветности героев, беспросветности человеческой, то это просто неправда: неужели герой Серебрякова, который устал от войны, не хочет ни с кем ни против кого воевать, а просто спокойно жить, – беспросветный? или же сама героиня Дарьи Екамасовой?.. неужели беспросветна?..
Если речь идёт о беспросветности показанной реальности, то она имеет место быть в фильме, но это никак не может быть упрёком фильму, потому что в этом смысле приход к власти большевиков и дальнейшие советские годы – это действительно 70 лет абсолютной беспросветности для русского крестьянства и русской деревни без всякого “света в конце тоннеля”. Более того, историческая, окружающая нас реальность гораздо чаще бывает беспросветной, чем на того хочется и чем нам хочется видеть. И осознавать возможность и вероятность этой беспросветности, а главное – свою ответственность за неё, – это то, чего Андрей Смирнов пытается добиться от зрителя. Судя по реакции этого самого зрителя в большинстве своём на фильм, пытается безрезультатно.
За примерами далеко ходить не нужно: на текущий момент для меня историческая перспектива России выглядит весьма беспросветно. Не представляю, вследствие чего и каким образом может появиться свет в конце тоннеля в ближайшее время. Возможно, отвечая на вопрос Александра Гордона, именно поэтому фильм Андрея Смирнова появился сейчас, а не двадцать лет назад: он об этой самой беспросветности, за которую мы должны, но никак не хотим нести ответственности.
Недавние комментарии