To be myself is something I do well
Я очень не люблю этот термин – аутентичность, – но он достаточно ёмко отражает суть формальной, буквальной точности, не подразумевающей автоматически художественной точности и полноты. Для меня совершенно очевидно, что аутентичность ни в коем случае не может быть самоценным и самостоятельным критерием оценки произведения искусства, будь то литература, живопись или кино. Но тем не менее она может сыграть значимую роль для решения других задач, стоящих перед художником.
В “Тюльпане” Сергея Дворцевого эти задачи были поставлены, и мне было очень удивительно, что какую-то достаточно простую и очевидную истину в ходе обсуждения никто не подметил и не озвучил. И только в самом конце программы один из актёров вскользь сказал, что своим фильмом они хотели показать, кто такие казахи и откуда они. Фраза промелькнула неуслышанной, но, мне кажется, именно в ней – ключ к понимаю, о чём “Тюльпан”.
Как рассказал режиссёр и отметили многие присутствовавшие, фильм очень аутентично показывает быт казахских кочевников, при этом не отличается сильной, чётко прописанной и законченной сюжетной линией, но при этом смотреть его не скучно, не хочется бросить через десять минут. До самой последней минуты фильм привлекает внимание, и оторваться невозможно. В чём же дело?
Притом что многие ответили незавершённость, оборванность сюжетной линии главного героя , мне она как раз представляется вполне целостной и имеющей логичную точку. Герой Асхада Кученчерекова после демобилизации (и здесь, я думаю, правы те, кто не обращает столь большого внимания на то, почему казах возвращается с Тихоокеанского флота, перипетии судьбы действительно могут быть различными, и Дворецкий дал вполне реальное объяснение) приезжает в родные казахские степи (кстати, отдельными деталями на протяжении фильма зрителю чётко дают понять, что главный герой не прожил всю жизнь до армии в степи, и степь для него – родное только по крови, но пока совершенно не знакомое и не близкое). Почему Аса приезжает туда? Конечно, дело не только в том, что там – единственный близкий и родной ему человек – его сестра. Я думаю, он просто чувствует тот самый “зов крови”, притяжение своих корней. В бескрайних казахских степях он ищет себя, пытается понять, кто он и откуда.
И именно это стремление остаться верным своему народу, своим корням, своим традициям, обрести себя в этом единстве с народом заставляют его в конце концов остаться в степи, несмотря ни на что. И поэтому не важно, осталась в степи Тюльпан, в которую он влюблён (влюблён ли?), или уехала. Для Асы первостепенна эта преданность своей истории, и она для него самое главное в жизни, важнее любви, важнее семьи. Это то, что, если отбросить наносной пафос, с которым мы привыкли воспринимать это чувство сегодня, называется любовью к Родине!
И именно для того чтобы вызвать эту искреннюю, немного наивную, но трогательную любовь не только у главного героя, но и у зрителя, столь тщательно показаны обычные детали ежедневного степного быта, кажется, достоверные до мелочей. Которые при этом тесно переплетаются с вечными темами рождения, любви и смерти: "простые вещи”.
Фильм в своей аутентичности (в данном случае – в самом высоком смысле этого слова, коль скоро помимо буквалистской правды есть и другая – художественная) – противопоставление обезличенной, потерявшей связь с прошлым, с историей, с традициями глобализированной жизни мегаполисов. Наверное, уже пора задаться вопросом: кто мы и откуда?
Недавние комментарии