“Три сестры” в Малом драматическом

Спектакль не разочаровал, но впечатления оставил неоднозначные. Уж слишком откровенны, неприкрыты, намеренно сгущены непроглядный мрак и полная безысходность. Не то чтобы такая трактовка расходится с моим прочтением “Трёх сестёр”: я тоже никогда не могла увидеть выхода (к слову сказать, не вижу его и в окружающей нас действительности, и, возможно, это усиливает и без того нерадостное настроение постановки). Никакого, и все предлагаемые выходы о работе, о пользе, о счастливой любви, – не более чем иллюзия, в которую так старательно пытаются поверить герои Чехова. И сами себе не верят. У Додина, по крайней мере, – точно. И наверное, это правильно в обществе, слишком привыкшем развлекаться и далеко ушедшем, открестившемся от проблем поиска смысла жизни, хоть самого мизерного и примитивного, от жизни как таковой, заменив её существованием, притом весьма комфортным.

Метания героев “Дяди Вани” (в том числе и на сцене МДТ) ещё не бессмысленны, и свет для них ещё брезжит в конце тоннеля, и эта нота если не спасения, то, по крайней мере, надежды на него, невнятно, но всё-таки звучит и для дяди Вани, и для Астрова, и для Елены Андреевны, и для Сони. Совсем не то мы видим в “Трёх сёстрах”: ни для кого ничего уже не существует, кроме, разве что, Ирины, для которой гибель Тузенбаха – скорее начало, нежели конец пути, возможность вырваться из заранее заданного круга, из предопределённой, казалось бы, обречённости. Пять лет разделяют две пьесы, но осознание гибели настолько очевидным стало для Чехова к началу XX века, что трудно его не заметить. И вместе с тем, даже не принимая столь мрачного отношения к действительности, трудно не согласиться с тем, что гибель империи зародилась именно там – в русской глубинке, на периферии, среди не нашедшей себя интеллигенции и, что гораздо страшнее (об этом, как ни странно, я в первый раз задумалась только на этом спектакле Додина), среди потерявшего себя военного сословия.

Ведь, если задуматься, и Вершинин, и Тузенбах – военные. Люди, которым “брожение” противопоказано по определению. Они, казалось бы, должны быть от него привиты, но… ничуть не бывало… всё летит в тартарары… вот оно – истинное зеркало русской революции, её очевидное начало, её источник. Ведь понятно, что проблема была не в непреодолимой силе большевиков, а в невообразимой слабости интеллигенции, аристократии, армии…

И гротексно выведенное, звучащее, как заклинание, “работать надо” – не более чем бессвязно и бездумно, в полубреду в надежде на спасение повторяемая молитва. Но, как известно, сколько ни говори “халва”, слаще не станет. И легче тоже…

Тем не менее, ощущение какой-то идейной нецельности от спектакля у меня осталось. Пока не могу разобраться в чём оно, но что-то мешает воспринять его в одном порыве, пусть даже столь тяжёлом и мрачном, не даёт поставить в спектакле ни точку, ни значимое многоточие.

Зато с режиссёрско-исполнительско-художественной стороны всё выполнено на том высоком уровне, который позволяет однозначно оценить “Три сестры” как Искусство и как Театр. Тут нечего добавить: все в своих ролях, на своём месте, безупречно показывают тот характер, который строят (даже если к самой сути характера, к его трактовке могут появляться вопросы), заставляют зрителя чувствовать то, что хотят, доносят до него то, что пытаются донести. Ещё больше радует то, что всё это делает значительно помолодевшая в последнее время труппа МДТ: и если этим людям ещё не всё равно, и проблемы не только и, возможно, не столько чеховских героев, а нашего сегодняшнего мира, потихоньку сползающего в никуда, их ещё настолько волнуют и задевают за живое, то, может быть, хотя бы у нас есть шанс на спасение?… хотя бы надежда на него?..

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: